Необозримый простор, упругий воздух, глубокая голубизна и белоснежная вата облаков. Здорово . Все это присутствует там, наверху, на самом деле. Однако, есть и кое-что другое, чего к разряду восторгов отнести, пожалуй, никак не получится…
Облака, оказывается, далеко не всегда бывают белоснежными, а в небе хватает серости и частенько всякой слякоти и мокрой дряни, к тому же холодной (даже очень ) и потому неприятной.
Неприятной, впрочем, не для человека (с ним-то итак все ясно ), а для его летательного аппарата. Красоты неба, я думаю, этой машине безразличны, а вот холод и, так сказать, лишнее тепло, скорость и воздействие атмосферных потоков и, в конце концов, влага в различных ее проявлениях — это то, в чем самолету приходится работать, и что ему, как и любой машине, делает работу далеко не всегда комфортной.
Возьмем, к примеру, первое и последнее из этого списка. Вода и холод. Производное этой комбинации обычный, всем известный лед. Я думаю, любой человек, в том числе и не сведущий в авиационных вопросах, сразу скажет, что лед для самолета — это плохо. Как на земле, так и в воздухе.
На земле — это обледенение рулежных дорожек и ВПП. Резиновые колеса со льдом не дружат, ясно всем. И хотя разбег-пробег по обледенелой ВПП (или РД) — занятие не самое приятное ( и целая тема для обсуждения ), но в этом случае летательный аппарат хотя бы находится на прочной земле.
А в воздухе все несколько сложнее. Здесь в зоне особого внимания оказываются две очень важные для любого летательного аппарата вещи: аэродинамические характеристики (причем как планера, так и компрессора ТРД, а для винтового самолета и вертолета также характеристики лопастей винтов) и, конечно, вес.
Откуда же берется лед в воздухе? В общем-то, все достаточно просто:-). Влага в атмосфере присутствует, отрицательная температура тоже.
Однако, в зависимости от внешних условий лед может иметь различную структуру ( а отсюда, соответственно, прочность и сцепление с обшивкой самолета), а также форму, которую он принимает, оседая на поверхности элементов конструкции.
Во время полета лед может появляться на поверхности планера тремя путями. Начиная с конца , назовем два их них, как менее опасные и, так сказать, малопродуктивные (по практике).
Первый тип — это так называемое сублимационное обледенение. В этом случае происходит сублимация водяных паров на поверхности обшивки летательного аппарата, то есть превращение их в лед, минуя жидкую фазу (фазу воды). Обычно это происходит, когда воздушные массы, насыщенные влагой контактируют с сильно охлажденными поверхностями (при отсутствии облаков).
Это, например, возможно, если на поверхности уже имеется лед (то есть температура поверхности низка), либо, если самолет быстро теряет высоту, перемещаясь из более холодных верхних слоев атмосферы в более нагретые нижние, сохраняя тем самым низкую температуру обшивки. Образовавшиеся в этом случае кристаллы льда непрочно держатся на поверхности и быстро сдуваются набегающим потоком.
Второй тип — так называемое сухое обледенение. Это, попросту говоря, оседание уже готового льда, снега или града при пролете самолета через кристаллические облака, которые охлаждены настолько, что влага в них содержится в замороженном виде (то есть уже сформировавшиеся кристаллы ).
Такой лед обычно на поверхности не удерживается (сразу сдувается) и вреда не приносит (если, конечно, не забивает собой какие-либо функциональные отверстия сложной конфигурации). Остаться на обшивке он может в том случае, если она будет иметь достаточно большую температуру, в результате чего кристалл льда успеет растаять, а затем снова замерзнуть при контакте с уже имеющимся там льдом.
Однако, это уже, пожалуй, частный случай другого, третьего типа возможного обледенения. Этот вид наиболее часто встречается, и, сам по себе, наиболее опасен для эксплуатации летательных аппаратов. Его суть в замерзании на поверхности обшивки капель влаги, содержащихся в облаке или же в дожде, причем вода, составляющая эти капли находится в переохлажденном состоянии.
Как известно, лед — это одно из агрегатных состояний вещества, в данном случае воды. Получается он посредством перехода воды в твердое состояние, то есть ее кристаллизации. Всем известна температура замерзания воды – 0°С. Однако это не совсем «та температура». Это так называемая равновесная температура кристаллизации (по-другому теоретическая).
При этой температуре жидкая вода и твердый лед существуют в равновесии и могут существовать так сколь угодно долго.
Для того, чтобы вода все-таки замерзла, то есть кристаллизовалась, необходима дополнительная энергия для формирования центров кристаллизации (иначе их еще называют зародышами). Ведь для того, чтобы они получились (самопроизвольно, без внешнего воздействия) необходимо сблизить молекулы вещества до определенного расстояния, то есть преодолеть силы упругости.
Эта энергия берется за счет дополнительного охлаждения жидкости ( в нашем случае воды), иначе говоря ее переохлаждения. То есть вода уже становится переохлажденной с температурой ощутимо ниже нуля.
Теперь образование центров кристаллизации и, в конечном итоге, превращение ее в лед, может произойти либо самопроизвольно (при определенной температуре молекулы войдут во взаимодействие), либо при наличии в воде примесей (какая-либо пылинка, взаимодействуя с молекулами, может сама стать центром кристаллизации), либо при каком-нибудь внешнем воздействии, например, сотрясении (молекулы тоже входят во взаимодействие).
Таким образом, вода, охлажденная до определенной температуры, находится в этаком неустойчивом состоянии, называемом иначе метастабильным. В этом состоянии она может находиться достаточно длительный срок, пока не изменится температура или не будет воздействия извне.
Для примера. Вы можете довольно долго хранить в морозильном отделении холодильника емкость с очищенной водой (без примесей) в не замерзшем состоянии, однако стоит эту воду встряхнуть, как она сразу начнет кристаллизоваться. На видео это хорошо показано.
А теперь вернемся от теоретического отступления к нашей практике. Переохлажденная вода – это как раз то вещество, которое может находиться в облаке. Ведь облако – по сути дела водяная аэрозоль. Капли воды, в нем содержащиеся, могут иметь размеры от нескольких мкм до десятков и даже сотен мкм (если облако дождевое). Переохлажденные капли имеют обычно размер от 5 мкм до 75 мкм.
Чем меньше объем переохлажденной воды по размеру, тем более затруднено самопроизвольное образование в нем центров кристаллизации. Это напрямую относится к мелким каплям воды, находящимся в облаке. Как раз по этой причине в так называемых капельно-жидких облаках даже при достаточно низкой температуре находится именно вода, а не лед.
Именно такие переохлажденные капли воды, сталкиваясь с элементами конструкции самолета (то есть испытывая внешнее воздействие), быстро кристаллизуются и превращаются в лед. Далее поверх этих замерзших капель наслаиваются новые, и в итоге имеем обледенение в чистом виде .
Наиболее часто переохлажденные капли воды содержатся в облаках двух типов: слоистые (stratus cloud или ST) и кучевые (Cumulus clouds или Сu), а также в их разновидностях.
В среднем вероятность обледенения существует при температуре воздуха от 0°С до – 20°С, а наибольшая интенсивность достигается в диапазоне от 0°С до – 10°С. Хотя известны случаи обледенения даже при -67°С.