Утром 1 июля 1968 года, самолёт DC-8 американской авиакомпании "Seabord World Airliners" пересёк границу Советского Союза в районе Курильских островов. По тревоге были подняты истребители ПВО (летчики к-ны Ю.Б. Александров и В.А. Игонин), которые попытались принудить самолёт к посадке на один из советских аэродромов, но тот продолжал лететь своим курсом, игнорируя команды. Тогда было решено произвести предупредительный выстрел. "...Командир звена капитан Александров выполнил это мастерски: дал залп из трех пушек буквально перед самой кабиной самолета...". Это подействовало, и вскоре самолёт совершил посадку на аэродром Буревестник (остров Итуруп).
Наших военных ждал сюрприз: вместо гражданских лиц, которых все ожидали увидеть на борту гражданского же борта, "...из чрева лайнера стали выходить вооруженные до зубов американские пехотинцы..." - солдаты летели воевать во Вьетнам. (а попали в русское захолустье))
На вопрос, сколько человек было на борту, сейчас ответить точно невозможно - весь имеющийся материал противоречив до жути (это касается и других обстоятельств этой истории). Например, в рассказе участника тех событий - полковника ВВС в отставке А. Мазура, говорится о 186 морпехах + неустановленное кол-во гражданских лиц и экипаж. Участник событий с американской стороны указывает на 230 человек: 214 военнослужащих, 13 человек экипажа, и 3 гражданских пассажира. Статья в англоязычная Википедии вообще переплюнула всех, и указала на 238 человек.
После поступившего из Москвы приказа о необходимости "задержать американцев до особого распоряжения министра обороны Андрея Гречко", военным пришлось решать вопрос о том, как и где им разместить всю эту массу, в буквальном смысле слова, свалившихся на голову людей. В конечном счёте, было принято решение разместить морпехов в местном клубе, а экипаж и стюардесс поселили в одном из зданий на территории аэродрома.
А. Мазур, кстати, честно говорит о том, что советских военных на острове находилось всего несколько сот человек - "...в основном так называемый технический персонал, обслуживающий полеты - механики, заправщики, техники, метеорологи, связисты и так далее. Только пограничная застава - около 30 солдат -вооружена достаточно. У остальных - летчиков и нескольких офицеров - были пистолеты, а у часового, охранявшего стоянку дежурных самолетов, - карабин без патронов. Конечно, на складах оружия хватило бы на всех. Но если что, людей пришлось бы собирать с десятка объектов, а ведь это время. В общем, у нас шансов не было...".
В течении тех трёх дней, что американцы "гостили" на острове, их обеспечивали таким же питанием, какое было у советских военнослужащих (хлеб, консервы, сыр, кофе, говяжий бульон, лапша и сигареты).
Всё это время в Москве шли споры о том, как поступить с самолётом и морпехами. На Курилы прибыли высшие военные чины, разведка; специалисты обследовали самолет со всех сторон. Экипаж и командир морской пехоты были допрошены. Видимо, спецы ничего интересного не нашли, так как на третьи сутки было принято решение выпустить самолет.
На вопрос, что же стало причиной выхода самолёта за пределы воздушного коридора (а он тогда проходил практически вплотную к Курильским островам), и нарушения границы СССР, тоже нет единого мнения. В западных источниках пишут, что виной всему "навигационная ошибка", к чему наши военнослужащие отнеслись скептически. Командир самолёта Джозеф Тозолини (Joseph Tosolini) вообще категорически отрицал сам факт нарушения границы СССР, однако, известно, что японские диспетчеры пытались уведомить экипаж об отклонении от курса, однако их старания не увенчались успехом. Билл Иствуд пишит, что "...в то время как Токио-контроль передал предупреждение одной частоте, экипаж DC-8 использовал международную частоту передачи сигнала бедствия (125,5), чтобы передать сигнал бедствия..." (надо полагать, в тот момент, когда пилоты узрели советсткие "МИГ"и).
В конце концов, Тозолини сам подписал документ, подтверждающий факт нарушения воздушного пространства СССР.
В завершении, парочка забавных моментов, связанных с этим рейсом:
Первый наглядно демонстрирует западную порядочность: вице-президент авиакомпании (то, как он оказался на этом рейсе, отдельная история), попытался расплатиться за залитый в баки самолёта, керосин. Чеком)
Второй же момент заключается в том, что морпехам пришлось ВРУЧНУЮ разворачивать самолёт, так как полоса не позволяла самостоятельно развернуться такому большому самолёту (сейчас, впрочем, тоже).
И, разумеется, я не могу не опубликовать найденные в сети фотографии)
И, если я правильно понимаю, покрыт аэродром тогда был металлическими плитами, оставшимися ещё с военных времён)
Источники:
1. "...когда истребители заставили сесть на советский аэродром американский транспортный самолёт..". Газета "Факты и комментарии".
2. Seabord Flight 253A. Down in the Kuriles.
3. Diplomacy: Interlude in Iturup. Time. (July 12, 1968).
4. Seabord World Airlines Flight 253A.
5. "A stewardess' record of Soviet MIGs snaring a U.S. transport". Life. (July 19, 1968). (скан в Google Books).
6. Горячее небо. Ч.2.
7. Seabord World Airlines.
На Озоне, кстати, есть небольшая книжка под таким же названием - "Seabord World Airlines Flight 253A". Для издания, больше напоминающего информационный буклет, чем книгу, цена в 1600 рэ более чем нехилая, но...
Отредактировано Lawyer (2012-07-25 10:50:48)