Авиационный портал

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Авиационный портал » Что,как и почему? » Фонари и таблички ВПП,РД.


Фонари и таблички ВПП,РД.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Мне часто задают вопрос,как выглядят фонари ВПП и зачем их там много. Почему они разноцветные? Для чего таблички и что они обозначают?

Пожалуй надо открыть тему и немного рассказать об этом. Буду рассказывать "простым языком", что бы было понятно абсолютно всем. И так,начинаем:

"Проплывая" в кабине воздушного судна по полосе, экипаж видит многообразие разных огоньков,обозначений:

http://s1.uploads.ru/t/ufVeR.jpg

Можно попытаться разобраться, что же тут и зачем светится...

Фото будут технические - для иллюстрации, не более.

Итак.

Взлётно-посадочные полосы имеют маркированный номер обычно согласно магнитному курсу, на котором они расположены. В Северной Америке ВПП зачастую нумеруются согласно истинному курсу. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Нулевой курс заменяют курсом 360°. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП-1 имеет магнитный курс 72°, её обозначение — ВПП 07. Любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, первая полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.

Часто в аэропортах с двумя и более полосами, они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — L (левая), C (центральная) и R (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 136°/316°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13L/31R, ВПП 13C/31C и ВПП 13R/31L. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8L/8R/9L/9R.

В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».

Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5,5 км в длину (Банда) и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для лёгкой и сверхлёгкой(СЛА) авиации. Так например для дельталёта(мотодельтаплана) достаточно 100 м разбега при взлёте и столько же для посадки. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.

Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.

Различные фонарики и таблички вдоль полосы и рулёжных дорожек (РД), а также на них, подсказывают экипажу, где этот самый экипаж вместе с самолётом находится, что есть рядом, куда ехать можно и куда не можно.

Вот, например, (на переднем плане):

http://s1.uploads.ru/t/KtRPu.jpg

обозначение на ней говорит нам, что при движении вперёд мы въедем на перрон 3 (надпись на жёлтом фоне), а находимся мы сейчас на РД B1.

Вот ещё подобная стоечка (в правом верхнем углу):

http://s1.uploads.ru/t/hpaKt.jpg

Здесь уже, находясь на B1, мы видим, что впереди - магистральная РД B ("Bravo") - магистральные рулёжки у нас обозначаются буквами без цифр. Проходят они параллельно полосе и по ним самолёты могут рулить на старт или после посадки к перрону (ну, или просто между перронами).
В левом нижнем углу заметен эдакий двуфонарный светофорчик.
Такие штуки стоят в месте ожидания ВС.
Когда самолёт подруливает к самой полосе, бывает, что она ещё занята - например, будет взлетать другой аэроплан,или производится посадка. Тогда диспетчер указывает ожидать. Место ожидания, как раз и обозначено разметкой и вот таким фонариком.

http://s1.uploads.ru/t/HIZBm.jpg

Здесь же, примерно на том же уровне, стоИт транспарантик с указанием, на какую полосу мы приехали (вот он красный такой):

http://s1.uploads.ru/t/RUj9W.jpg

Полоса определяется магнитным курсом, округлённым до десятков градусов.
Тут мы видим, что приехали аж на две полосы:
28 правую и 10 левую.
Как так?
Всё не просто.
А очень просто :) -
взлетать/садиться на полосу можно с двух сторон - с курсом 277 градусов или с курсом 97 градусов.
В одном случае эта полоса из двух возможных будет находиться слева, а в другом - справа.
Поэтому и получается, что, если взлетать, к примеру, по фото вправо, то это будет полоса 28 правая, а если влево, - то 10 левая.
Выбор курса определяется обычно направлением ветра - самолётам удобнее садиться и взлетать так, чтобы ветер дул преимущественно спереди.

Ну, и на чёрном фоне нам сообщают, что текущая РД - B2.

Боковые границы РД обозначаются разметкой и синими фонарями:

http://s1.uploads.ru/t/JTftc.jpg

Так они выглядят ближе:

http://s1.uploads.ru/t/cYTvd.jpg

Обычная такая стоечка с флажком.
Флажок, чтобы откапывать эти фонари после метели и чтобы техникой не снести.

http://s1.uploads.ru/t/ZjYcB.jpg

Ночью магистральная РД (рулежная дорожка) выглядит так:

http://s1.uploads.ru/t/szk7u.jpg

Здесь мы наблюдаем, что осевая линия обозначена зелёными фонариками.
Разумеется, возникает вопрос: как же они не лопаются, когда по ним скачет стотонная дура?
И тут мы приходим к самому интересному - конструкции такого напольного светильника.
Выглядит эта конструкция так:

http://s1.uploads.ru/t/f7h8Q.jpg

Как видим, штучка имеет прочный стальной корпус.
Лампа размещена под стальной же пластиной со светофильтрами, смотрящими в разные стороны.
Всё хозяйство вмонтировано в бетон полосы (после заливки покрытия в нём сверлятся колодцы под такие светильники, к ним протягиваются кабели и сами они замуровываются в бетон раствором).
Когда будете скакать в самолёте по рулёжке и по полосе, не удивляйтесь, почему там так неровно и стучит всё - это нужно, чтобы пайлоты и ночью видели, куда ехать.

Ночная полоса на подлёте выглядит так:

http://s1.uploads.ru/t/MKCUS.jpg

http://s1.uploads.ru/t/lRHV7.jpg

Зелёная полоска огней обозначает торец полосы.
Всё, что видно ниже неё - место, для посадки не предназначенное.
А огни с самого низа до оранжевых - это просто для указания направления.
Красная полоса в самом верху - противоположный торец.
Между торцами посредине - осевая (вмонтированные в бетон фонари).
По бокам белые - границы полосы (фонари на стойках, как синие на РД).

И - что же это за четыре огня слева?
Два белых и два красных.

Это, батеньки мои - PAPI (Precision Approach Path Indicator) - огни, по которым пилоты могут визуально определить, снижаются они по правильной траектории или нет.
Эти четыре фонаря - с разделёнными цветами лучей: сверху белые, а снизу красные.
И каждый фонарь относительно другого смещён на небольшой угол по вертикали.
И получается так, что, когда самолёт летит по глиссаде (это траектория посадочная), то видны два белых огня слева и два красных справа.
Если самолёт уходит под глиссаду, ниже, то сначала виден красным второй слева фонарь, а потом и первый. То есть, снижаясь слишком быстро, мы видим больше красных фонарей (если всё совсем плохо, то все четыре красные).
Если самолёт летит выше глиссады, то сначала становится видным белый луч третьего слева фонаря, а потом ещё и четвёртый.

Хорошо видны эти лучи в тумане:

http://s1.uploads.ru/t/uFdM9.jpg

Кстати да - на самом первом фото видны ещё красные огни поперёк РД - это тоже в бетоне, граница зоны ожидания у торца.
Бывает, что ждать надо ещё дальше от полосы - обычно в случае посадки другого самолёта, чтобы не искажать распределения излучения наземных радиосредств обеспечения посадки.

0

2

Для тех,кто хочет знать больше:

http://s1.uploads.ru/t/AFyrv.jpg
Освещение ВПП (ОВИ — огни высокой интенсивности) представляет собой световую полосу чаще всего белого цвета — стробы — длиной 500—700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения самолёта относительно курса ВПП. Порог (торец) полосы обозначен практически сплошной линией зелёных огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП — жёлтыми. Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определённой последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.

Группы сигнальных огней:

1.Огни приближения постоянного и импульсного излучения устанавливают по линии продолжения оси ВПП. Они предназначены для указания пилоту направления на ось ВПП и используются для маркировки участка между БПРМ (см. Маркерный радиомаяк) и началом ВПП. Хотя импульсные огни приближения и рекомендуются во всех системах ОВИ, но, как показывает практика, их применение целесообразно только днем в тумане, когда отсутствует их слепящее действие. Огни приближения излучают белый свет.
2.Огни световых горизонтов располагаются перпендикулярно линии продолжения оси ВПП, создавая искусственный горизонт. Световые горизонты дают информацию пилоту о поперечном крене ВС по отношению к поверхности ВПП. Огни световых горизонтов излучают белый свет.
3.Входные огни устанавливают у порога ВПП. Они предназначены для указания начала ВПП (его торца) и излучают зелёный свет.
4.Огни знака приземления устанавливают на расстоянии 150—300 м от порога ВПП перпендикулярно оси ВПП в виде небольшого светового горизонта за пределами ВПП. Огни знака приземления излучают белый свет.
5.Ограничительные огни обозначают конец ВПП и излучают красный свет.
6.Огни зоны приземления служат для обозначения зоны приземления на ВПП с целью облегчения посадки в условиях плохой видимости. Огни устанавливают в два ряда параллельно оси ВПП на участке 900 м от порога ВПП. Они излучают белый свет.
7.Боковые огни КПБ и огни зоны приземления, располагаясь в одном ряду, образуют световой коридор, по которому пилот легко определяет правильность выхода на ось ВПП.
8.Глиссадные огни предназначены для указания визуальной глиссады планирования. Тип, число и схема расположения глиссадных огней определяются заданием на проектирование аэродрома. Существует несколько стандартных схем размещения глиссадных огней. Так, например, одна из стандартных схем визуального указания глиссады планирования включает в себя 12 глиссадных огней, размещенных по следующей схеме: две пары фланговых горизонтов (ближний и дальний) по три огня в каждом горизонте. Ближний горизонт располагается на расстоянии 150 м от порога ВПП, дальний — на расстоянии 210 м от ближнего. Каждый глиссадный огонь излучает белый свет в верхней части и красный в нижней. Углы распределения световых лучей и установка глиссадных огней должны быть такими, чтобы пилот при заходе на посадку видел:
все глиссадные огни красными при нахождении ВС ниже нормальной глиссады планирования и все огни белыми при нахождении ВС выше нормальной глиссады планирования;
огни ближнего горизонта белыми, а дальнего горизонта красными при нахождении ВС на нормальной глиссаде планирования.
9.Посадочные огни размещают с двух сторон вдоль ВПП и обозначают ими боковые продольные стороны ВПП. При помощи посадочных огней маркируются 600-метровые участки по концам ВПП. На этих участках посадочные огни излучают жёлтый свет, на остальных — белый.
10.Огни концевой полосы безопасности (КПБ) — осевые, центрального ряда и боковые — устанавливают только в светосигнальных системах ОВИ-П, ОВИ-П1 перед началом ВПП на участке длиной 300 м. Они предназначены для указания направления на ось ВПП, дают информацию пилоту о ширине зоны приземления, моменте начала выравнивания. Осевые и центральные огни КПБ излучают белый свет, а боковые огни КПБ — красный.
11.Осевые огни ВПП предназначены для указания пилоту продольной оси ВПП при посадке и взлёте ВС. Для кодирования участков ВПП осевые огни, смонтированные на последних 300 м ВПП для каждого направления посадки, излучают красный свет в направлении к ВС, движущемуся по ВПП. На участке 900—300 м от конца ВПП осевые огни излучают красный и белый свет попеременно, а на остальном участке до порога ВПП — белый. Осевые огни используются при эксплуатации ВС с высокими посадочными скоростями, а также при ширине ВПП более 50 м.
12.Огни быстрого схода с ВПП располагаются на скоростных выводных РД и предназначены для руления на большой скорости (60 км/ч и более) при сходе с ВПП в целях увеличения пропускной способности ВПП. Огни излучают зелёный свет. Огни схода с ВПП устанавливают на выводных РД, имеющих большой угол закругления. Они предназначены для использования при сходе с ВПП. Огни излучают также зелёный свет. Огни схода с ВПП и огни быстрого схода с ВПП должны быть экранированы так, чтобы они были видны только в заданном направлении.
13.Боковые и осевые рулёжные огни служат соответственно для указания продольных границ и осевой линии рулёжных дорожек. Боковые рулёжные огни излучают синий свет, а осевые — зелёный.
14.Стоп-огни предназначены для запрещения движения ВС у пересечений РД, мест примыкания РД к ВПП или мест ожидания при рулении. Они дополняют светофоры или заменяют знаки дневной маркировки огнями высокой интенсивности в условиях плохой видимости. Стоп-огни однонаправленные и излучают красный свет.
15.Предупредительные огни предназначены для предупреждения пилота о ближайшем пересечении рулёжных дорожек. Огни устанавливают в виде светового горизонта, перпендикулярного оси РД. Они излучают жёлтый свет.
16.Заградительные огни предназначены для светового обозначения препятствий в районе аэродрома, излучают красный свет и должны устанавливаться в соответствии с «Наставлением по аэродромной службе ГА».
17.Аэродромные световые указатели облегчают экипажу ориентировку на аэродроме при рулении, а также при движении ВС по аэродрому. Огни бывают двух видов — управляемые и неуправляемые. К управляемым относятся светофоры и стрелочные указатели. Светофоры, запрещающие движение, должны излучать красный свет, разрешающие — зелёный, а стрелки (световые указатели направления движения) — жёлтый свет. Цветовое исполнение неуправляемых светосигнальных знаков определяется их назначением. На рабочем поле знака прямоугольной формы, как правило, имеется только один символ в виде буквы, цифры или стрелки. Формы и размеры символов соответствуют рекомендациям ICAO.

0


Вы здесь » Авиационный портал » Что,как и почему? » Фонари и таблички ВПП,РД.