Мне часто задают вопрос,как выглядят фонари ВПП и зачем их там много. Почему они разноцветные? Для чего таблички и что они обозначают?
Пожалуй надо открыть тему и немного рассказать об этом. Буду рассказывать "простым языком", что бы было понятно абсолютно всем. И так,начинаем:
"Проплывая" в кабине воздушного судна по полосе, экипаж видит многообразие разных огоньков,обозначений:
Можно попытаться разобраться, что же тут и зачем светится...
Фото будут технические - для иллюстрации, не более.
Итак.
Взлётно-посадочные полосы имеют маркированный номер обычно согласно магнитному курсу, на котором они расположены. В Северной Америке ВПП зачастую нумеруются согласно истинному курсу. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Нулевой курс заменяют курсом 360°. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП-1 имеет магнитный курс 72°, её обозначение — ВПП 07. Любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, первая полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.
Часто в аэропортах с двумя и более полосами, они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — L (левая), C (центральная) и R (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 136°/316°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13L/31R, ВПП 13C/31C и ВПП 13R/31L. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8L/8R/9L/9R.
В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».
Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5,5 км в длину (Банда) и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для лёгкой и сверхлёгкой(СЛА) авиации. Так например для дельталёта(мотодельтаплана) достаточно 100 м разбега при взлёте и столько же для посадки. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.
Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.
Различные фонарики и таблички вдоль полосы и рулёжных дорожек (РД), а также на них, подсказывают экипажу, где этот самый экипаж вместе с самолётом находится, что есть рядом, куда ехать можно и куда не можно.
Вот, например, (на переднем плане):
обозначение на ней говорит нам, что при движении вперёд мы въедем на перрон 3 (надпись на жёлтом фоне), а находимся мы сейчас на РД B1.
Вот ещё подобная стоечка (в правом верхнем углу):
Здесь уже, находясь на B1, мы видим, что впереди - магистральная РД B ("Bravo") - магистральные рулёжки у нас обозначаются буквами без цифр. Проходят они параллельно полосе и по ним самолёты могут рулить на старт или после посадки к перрону (ну, или просто между перронами).
В левом нижнем углу заметен эдакий двуфонарный светофорчик.
Такие штуки стоят в месте ожидания ВС.
Когда самолёт подруливает к самой полосе, бывает, что она ещё занята - например, будет взлетать другой аэроплан,или производится посадка. Тогда диспетчер указывает ожидать. Место ожидания, как раз и обозначено разметкой и вот таким фонариком.
Здесь же, примерно на том же уровне, стоИт транспарантик с указанием, на какую полосу мы приехали (вот он красный такой):
Полоса определяется магнитным курсом, округлённым до десятков градусов.
Тут мы видим, что приехали аж на две полосы:
28 правую и 10 левую.
Как так?
Всё не просто.
А очень просто -
взлетать/садиться на полосу можно с двух сторон - с курсом 277 градусов или с курсом 97 градусов.
В одном случае эта полоса из двух возможных будет находиться слева, а в другом - справа.
Поэтому и получается, что, если взлетать, к примеру, по фото вправо, то это будет полоса 28 правая, а если влево, - то 10 левая.
Выбор курса определяется обычно направлением ветра - самолётам удобнее садиться и взлетать так, чтобы ветер дул преимущественно спереди.
Ну, и на чёрном фоне нам сообщают, что текущая РД - B2.
Боковые границы РД обозначаются разметкой и синими фонарями:
Так они выглядят ближе:
Обычная такая стоечка с флажком.
Флажок, чтобы откапывать эти фонари после метели и чтобы техникой не снести.
Ночью магистральная РД (рулежная дорожка) выглядит так:
Здесь мы наблюдаем, что осевая линия обозначена зелёными фонариками.
Разумеется, возникает вопрос: как же они не лопаются, когда по ним скачет стотонная дура?
И тут мы приходим к самому интересному - конструкции такого напольного светильника.
Выглядит эта конструкция так:
Как видим, штучка имеет прочный стальной корпус.
Лампа размещена под стальной же пластиной со светофильтрами, смотрящими в разные стороны.
Всё хозяйство вмонтировано в бетон полосы (после заливки покрытия в нём сверлятся колодцы под такие светильники, к ним протягиваются кабели и сами они замуровываются в бетон раствором).
Когда будете скакать в самолёте по рулёжке и по полосе, не удивляйтесь, почему там так неровно и стучит всё - это нужно, чтобы пайлоты и ночью видели, куда ехать.
Ночная полоса на подлёте выглядит так:
Зелёная полоска огней обозначает торец полосы.
Всё, что видно ниже неё - место, для посадки не предназначенное.
А огни с самого низа до оранжевых - это просто для указания направления.
Красная полоса в самом верху - противоположный торец.
Между торцами посредине - осевая (вмонтированные в бетон фонари).
По бокам белые - границы полосы (фонари на стойках, как синие на РД).
И - что же это за четыре огня слева?
Два белых и два красных.
Это, батеньки мои - PAPI (Precision Approach Path Indicator) - огни, по которым пилоты могут визуально определить, снижаются они по правильной траектории или нет.
Эти четыре фонаря - с разделёнными цветами лучей: сверху белые, а снизу красные.
И каждый фонарь относительно другого смещён на небольшой угол по вертикали.
И получается так, что, когда самолёт летит по глиссаде (это траектория посадочная), то видны два белых огня слева и два красных справа.
Если самолёт уходит под глиссаду, ниже, то сначала виден красным второй слева фонарь, а потом и первый. То есть, снижаясь слишком быстро, мы видим больше красных фонарей (если всё совсем плохо, то все четыре красные).
Если самолёт летит выше глиссады, то сначала становится видным белый луч третьего слева фонаря, а потом ещё и четвёртый.
Хорошо видны эти лучи в тумане:
Кстати да - на самом первом фото видны ещё красные огни поперёк РД - это тоже в бетоне, граница зоны ожидания у торца.
Бывает, что ждать надо ещё дальше от полосы - обычно в случае посадки другого самолёта, чтобы не искажать распределения излучения наземных радиосредств обеспечения посадки.