История создания
Многоцелевой истребитель Су-30 был создан на базе учебно-боевого самолета Су-27УБС путем его глубокой модернизации (установлена система дозаправки в воздухе и усовершенствованное БРЭО). Разработан ОКБ им. П.О. Сухого (ныне ОАО "Компания "Сухой"), серийно производится Иркутским авиационным заводом с 1992 г.
Работы начались в 1985 г. установкой на втором летном экземпляре (Т-10У-2) системы дозаправки топливом и частичного изменения оборудования (установлена штанга системы дозаправки, оптический блок сместился к правому борту). Самолета поднялся в воздух впервые 10.09.1986 г., в июне 1987 г. – совершил беспосадочный перелет Москва - Комсомольск-на-Амуре, в марте 1988 г. - Москва - Комсомольск-на-Амуре – Москва (протяженность 13440 км, длился 15 ч 42 мин., проведено 4 дозаправки топливом в воздухе).
В дальнейшем на базе Су-27УБ создается модификация Су-27ПУ для авиации ПВО. Он должен быть способен к длительным полетам, уничтожать самолеты-носители, крылатые ракеты и другие воздушные цели в любых метеоусловиях днем и ночью при радиоэлектронном противодействии со стороны противника самостоятельно и в группе, а также выполнять функции воздушного командного пункта. В 1988 г. в Иркутском филиале ОКБ Сухого были доработаны 2 серийных Су-27УБ (Т-10ПУ-5, Т-10ПУ-6). Первый полет состоялся 31.12.1988 г., а вскоре было принято правительственное решение о развертывании серийного производства этого самолета как Су-30 на Иркутском авиационном заводе. В 1990 г. самолет Т-10ПУ-5 был переоборудован в летающую лабораторию для испытаний двигателей с ОВТ.
При серийном производстве самолета были усилены центроплан и шасси, что повысило взлетную и посадочную массы, в кабине летчика-оператора установлен индикатор тактической обстановки, а обе кабины оборудованы санустройствами. Первый полет серийного Су-30 состоялся 14.02.1992 г., затем было выпущено около 8 Су-30, два из которых попали в пилотажную группу "Русские Витязи" (бортовые номера 596 и 597). Впервые они были продемонстрированы в ходе показательных полетов на "Мосаэрошоу-92". Другие серийные боевые машины используются для отработки тактики применения, в т.ч. и групповых действий с самолетами радиолокационного дозора и наблюдения А-50 и истребителями-перехватчиками МиГ-31.
Многоцелевой истребитель Су-30 предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе (перехват и уничтожению пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов), обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных (надводных) целей.
До начала 1990 гг. по боевым возможностям оценивался как самый мощный истребитель в мире и превосходил все серийные зарубежные истребители по маневренным возможностям. Выполнен по интегральной схеме. Оснащен автоматически отклоняющейся механизацией передней и задней кромок крыла, а также воздухозаборником, обеспечивающим защиту двигателей от попадания посторонних предметов. В головной части фюзеляжа находится двухместная кабина с размещением экипажа по схеме "тандем" с полным дублированием всех органов управления.
Двигательная установка включает два турбореактивных двухконтурных двигателя форсажных (ТРДДФ) АЛ-31Ф мощностью по 12500 кгс каждый.
Самолет оснащен комплексной системой управления вооружением в составе когерентного импульсно-доплеровского радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-27 (дальность обнаружения МиГ-21 в передней/задней полусфере 80-100/30-40 км, сопровождение до 10 целей, одновременный пуск УР по 2 целям), оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-27 (теплопеленгатор с лазерным дальномером) и нашлемной системы целеуказания НСЦ-27. Кроме того, на самолете установлен пилотажно-навигационный комплекс (информационный комплекс высокоскоростных параметров ИК-ВСП, автоматический радиокомпас АРК-19 или АРК-20, радиовысотомер А-38, радиотехническая система ближней навигации), автопилот, комплекс средств связи (УКВ-радиостанция Р-800, KB-радиостанция Р-864, аппаратура записи переговоров), бортовой комплекс РЭБ (станция предупреждения о радиолокационном облучении "Береза", устройство выброса ИК ловушек и диполей), аппаратура приборного наведения по помехозащищенной линии "Бирюза", электродистанционная аналоговая система управления (СДУ) с четырехкратным резервированием, система ограничительных сигналов (СОС) для предотвращения выхода на закритические режимы, катапультное кресло К-36ДМ. На крайних крыльевых узлах подвески, вместо возможна установка контейнеров станции помех.
Для выполнения боевых задач самолет имеет встроенную 30-мм пушку ГШ-301 (150 снарядов); ракетное (до 6 УР Р-27Р1 или Р-27ЭР1, до 2 УР Р-27Т1 или Р-27ЭТ1, до 6 УР Р-73 класса "воздух-воздух", до 4 блоков НАР С-8, С-13), бомбовое (до 38 бомб калибра 100 кг, или до 28 бомб калибра 250 кг, или до 8 бомб калибра 500 кг, до ЗБ-500, РБК-500) вооружение. Для его размещения имеется 12 узлов внешней подвески. Максимальная/нормальная боевая нагрузка может достигать 6000-8000/1400 кг (в зависимости от модификации).
Су-30М - ударный самолет для фронтовой авиации;
Су-30МК – разработан в 1993 г. как многофункциональный истребитель (модернизированный коммерческий). Оснащен БРЭО нового поколения. Второй член экипажа стал штурманом-оператором. Способен применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие (ВТО) класса "воздух-поверхность", с дальностью пуска до 250 км; одновременно обстреливать несколько целей; нести 8000 кг вооружения. Имеет две дополнительные, по сравнению с Су-30 и Су-27УБ, точки подвески. Часть аппаратуры размещена в контейнерах на внешних узлах подвески;
Су-30МКИ – ударный самолет, предназначенный для поставок в Индию. Отличается составом БРЭО французского, российского, израильского и индийского производства, новыми двигателями АЛ-31ФП с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и адаптированные под индийские сорта топлива, усиленной передней опорой шасси со спаренными колесами, спутниковой навигационной системой;
Су-30КИ - модификация одноместного истребителя Су-27СК, отличающаяся от базовой модели установкой системы дозаправки в воздухе, имеет увеличенный на 50-80% боевой радиус действия при действии по воздушным целям и в 2-3 раза по наземным целям, оснащен системами спутниковой и ближней навигации, сопряженными с бортовой ЭВМ. Остальное оборудование и система управления оружием остались без изменения. Впервые за рубежом продемонстрирован на международной авиационной выставке LIMA-99 в Малайзии;
Су-30М2 – модифицирован для применения ВТО, что придало ему свойства самолета "четыре плюс";
Су-30МКК – создан для поставок Китаю в количестве нескольких десятков самолетов с расширенными ударными возможностями для замены стареющего парка бомбардировщиков типа Ил-28 и Ту-16. В отличии от индийского варианта на Су-30МКК отсутствует переднее горизонтальное оперение и двигатели с управляемым вектором тяги. Вертикальное оперение подобно оперению Су-35 и имеет мощную УКВ антенну. Самолет оснащен новой РЛС Н001ВЭ с дальностью действия до 100 км в передней полусфере и 40 км в задней, системами ведения групповых боевых действий, управления оружием с TВ-самонаведением (ракеты Х-59М, Х-29Т, Х-31П, управляемые авиабомбы КАБ-500), имеет 12 точек подвески и способен нести до 8 т оружия.
Технические хар-ки
Максимальная взлётная масса, кг 34000*
Нормальная взлётная масса, кг 29940*
Масса пустого самолёта, кг 16300*
Максимальная посадочная масса, кг 21000*
Масса топлива, кг до 9400
Длина пробега, м 700 (с тормозным парашютом 620)
Длина разбега, м 450
Крейсерская скорость, км/ч .
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч до 2500*
Максимальная скорость у земли, км/ч до 1400
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 3500 без дозаправки, 5200 с одной дозаправкой
Практический потолок, км 19820*
Длина самолёта, м 21,93
Высота самолёта, м 5,93
Размах крыла, м 14,7
Площадь крыла, кв.м 62,037
Энергетическая установка 2хТРДДФ АЛ-31Фх12500 кгс