Для осуществления радиолокационного сопровождения самолетов используют радиолокаторы. В пунктах диспетчерского контроля устанавливают обзорный радиолокатор (англ. Secondary Surveillance Radar), а на воздушном судне (далее ВС)) так называемый транспондер (англ. Transponder) – радиостанцию-передатчик. Главная задача этого оборудования – облегчить идентификацию метки ВС на радаре, а так же получить дополнительную информацию (высоту, скорость и т.д.) о ВС. Обзорный радиолокатор посылает запросы – а бортовая радиостанция (transponder) – передает ответ на этот запрос – информацию о самолете. Содержание ответа бортовой радиостанции – зависит от режима, в котором она работает. После того, как бортовая радиостанция предоставила информацию – около радарной метки самолета появляется текстовый блок информации. ВС, на котором нет транспондера (или передатчик выключен), виден на экране радара – только как метка, без какой либо дополнительной информации. Радиостанцию-передатчик (транспондер) – называют еще «ответчиком».

http://www.avsim.su/article_images/87/750_transponder-russian-transp-SO-72M-small.jpg

Наземные радары «видят» первичные и вторичные метки. Первичная метка отображается на основании информации полученной от отраженного (от борта самолета) сигнала. Вторичные метки на экране радара – метки, полученные от ВС, оборудованных Транспондером. Существует несколько режимов работы транспондера – “A”, “B”, “C” и “D”. Режим работы – определяется конструктивными особенностями передатчика. Большинство ответчиков способно работать в режиме “C” или поочередно в режиме “A” и “C”. Транспондер, работая в режиме “A” – передает код ответчика (squawk code). В режиме “C” – идет передача высоты полета.

Ответчик в симуляторе может быть
в отключенном состоянии – S (Stand By) и
во включенном – C (Charley), который имитирует режим работы транспондера «С» и «А».
Ответчик включается перед тем, как занять ВПП (исполнительный старт) и отключается (переводится в режим Stand By («S»)) после посадки, когда вы освобождаете ВПП.
I (Ident) – используется для идентификации (выделения) метки ВС в общем поле меток на радаре. Используется по запросу диспетчера, если требуется быстро найти метку вашего ВС.

Пример использования Ident:
Русская фразеология:
Воздушное судно: Moscow-Center, CFG978, with you FL315, information Charlie
Диспетчер: CFG978, Moscow-Control, good evening, sir, squawk ident, please
[Пилот нажимает кнопку IDENT]
Диспетчер: CFG978, radar identified, continue as filed, report IDERA intersection

Цифровой код транспондера присваивается либо конкретному рейсу, выполняемому на основании расписания, либо отдельному воздушному судну. Цифровой код присваивается таким образом, что бы можно было понять дополнительную информацию относительно этого ВС – к примеру, выполняется ли полет по ППП или ПВП правилам, является ли самолет военным или гражданским и т.д.

Применение аварийных кодов ответчика обусловлено необходимостью дополнительного информирования служб движения (диспетчерского контроля) о происходящих нестандартных ситуациях на борту. Применение такие кодов гарантирует повышенное внимание диспетчеров к ВС или выполнение наземными службами комплекса мер, направленных на устранение экстренной ситуации или решение проблемы. Приоритет у бортов, которые используют аварийные коды – самый высокий.
Список стандартных аварийных цифровых кодов ответчика:
7700 - Основной аварийный код. Этот код говорит о том, что на борту возникла аварийная ситуация.
7600 - Выход из строя радио или потеря голосовой связи. Этот код позволяет диспетчерам понять, что на борту технические проблемы с радиосвязью. При этом борт не аварийный и службы движения пытаются установить с бортом резервный канал связи – например сплитом (через другой борт) или посредством световых сигналов.
7500 - Код означает – «самолет захвачен». Этот код требует подтверждения, которое ВСегда запрашивает диспетчер. Если код находится в диапазоне от 7500 до 7700 – то это означает, что самолет был захвачен внезапно. В случае, если экипаж не успевает установить код ответчика – сообщить о захвате судна можно голосом: “squawking 7–5-0–0”. После этого диспетчер запросит от вас подтверждение ("[Callsign], confirm squawking 7500”). Подтверждение голосом или молчание – означают, что код был назван не ошибочно.

Список кодов известных аэропортов:

Sheremetyevo   UUEE        2501:2577
Domodedovo   UUDD 2601:2677
Vnukovo           UUWV 2701:2777
Nizhniy Novgorod   UWGG 2201:2277
Minsk                   UMMS 2014:2177
Krasnoyarsk           UNKL 3101:3377
Kurumoch           UWWW 3301:3377
Khabarovsk           UHHH 3501:3577
Kiev Borispol   UKBB 4001:4077
Lvov                   UKLV 4501:4577
Odessa           UKOV 4401:4477
Kharkov           UKHV 4301:4377
Petersburg Pulkovо   ULLI 5701:5777
Rostov           URRV 6300:6577
Minvody           URMM 6400:6477
Sochi                   URSS 6500:6577
Kaliningrad Khrabrov UMKK 0020:0077

Например, вылетая из Пулково (при отсутствии диспетчера), вы можете назначить своему борту код ответчика 5701 (или 5702 и т.д. до 5777). При входе в контролируемую зону воздушного движения, ваш код останется прежним либо диспетчер даст указание на замену кода. Второй способ выбора кодов ответчика исключает вероятность появления множества бортов с одинаковыми кодами.

Отредактировано Archangel (2012-07-27 20:35:56)