Современные газотурбинные авиадвигатели работают на керосине.
Как он попадает в самолёт, что при этом происходит и как всё выглядит?
Подъёмная сила, поддерживающая самолёт в воздухе, создаётся крылом.
Поэтому, чтобы нагрузкам далеко не ходить, одну из самых тяжёлых - топливо - на самолёте тоже размещают в крыле.
Внутри него. По сути, крыло - это коробка из алюминиевого сплава. Так что, если эту коробку сделать герметичной, внутрь неё вполне можно налить довольно много чего-нибудь. Например, керосина.
Каждое крыло (по-западному и по-простому; а в советской школе оно называлось полукрыло) Боинга-737 Классики (это модификации -300, -400 и -500) вмещает до 4,5 тонн керосина. В каждое Эйрбасовское (-319,- 320, -321) крыло помещается примерно по 6 тонн.
Так как этого топлива маловато для нормальных полётов, то обычно самолёты имеют ещё бак(и) внутри фюзеляжа.
У 737 Классики и у Эйрбасов 320 - примерно одинаково - на 6,5 тонн.
Как происходит заправка?
Примерно за полтора часа до вылета экипаж появляется в АДП.
Там лётные деятели получают уже подготовленный расчёт загрузки самолёта.
Они пересчитывают нужное количество топлива.
Учитывают особенности конкретного самолёта.
Например, на самолёте может быть неисправной выпускная посадочная фара (крыльевая). Ограничений по полёту это не накладывает, но расход топлива может увеличится (примерно) на 1% из-за торчания фары в выпущенном положении.
Может быть снят какой-то обтекатель (после повреждения). Это тоже увеличит расход топлива.
Учитываются также и особенности рейса.
Например, расположение запасных аэродромов.
Погода по пути следования и над местом назначения может потребовать оставаться в зоне ожидания подольше, что тоже повлияет на необходимую заправку.
Цены на топливо в аэропорту назначения могут "кусаться" и, при небольшой загрузке, выгоднее может быть заправка на базе в оба конца.
Точнее про расчёт топлива лучше узнавать у действующих пилотов, а мы пройдёмся далее по процедурному вопросу и технической части.
Определив нужную заправку, экипаж отзванивается диспетчеру и сообщает, сколько ж ему в этой жизни всего надоть.
Диспетчер по радио оповещает о новости персонал, занимающийся Ground handling-ом.
Тем временем, за час до вылета, подъезжает топливозаправщик (машина).
Машина останавливается у самолёта, и заправщик-человек (придаток машины) подсоединяет шланг к заправочной горловине на крыле. Также машина заземляется на землю и на самолёт. Абы чего не вышло.
Сейчас разговор о семействе A320, но, в целом, ситуация у других самолётов похожа.
Рядышком с заправочной горловиной на крыле присутствует панель заправки.
(на фото находится левее шланга)
На этой панели имеются:
Самый левый блочок:
1. сверху - три сигнальные лампы достижения полной заправки левым, правым крыльевыми и центральным (в фюзеляже) баками.
2. под красными колпачками - три переключателя управления заправочными кранами баков. В верхнем положении кран принудительно открыт, в нижнем - принудительно закрыт, в среднем - управляется автоматикой.
3. нижний ряд:
слева - переключатель "заправка - панель выключена - слив топлива",
посредине - переключатель тестирования панели,
справа - выключатель резервного питания панели от аккумуляторов.
Посредине панели - заглушка.
Правый блочок:
1. сверху - три индикатора количества топлива в баках (левом, центральном, правом).
2. ниже - панель задатчика количества заправляемого топлива:
светящийся индикатор слева - необходимая общая заправка. В данном случае - в фунтах (самолёт взят в Америке).
ниже него - переключатель задатчика: влево - меньше, вправо - больше.
светящийся индикатор справа - общее количество топлива на борту. Тоже в фунтах (1 фунт = 0,45 кг).
под индикатором - зелёная лампа "ОК". Загорается, когда реальное количество топлива на борту соответствует заданному.
между ними - белая лампа, загорающаяся в случае использования дополнительной панели задатчика в кабине экипажа.
Панель заправки включается концевиком при открытии крышки лючка. Или, при управлении из кабины, при нажатии соответствующих кнопок в кабине.
Прям под панелью виден хромированный вал привода предкрылков.
По команде техника заправщик (человек) включает насос машины и топливо качается по шлангу в заправочный коллектор.
Человек следит за процессом.