Аэропорт Шереметьево
Код IATA: SVO — Код ICAO: УУЕЕ (UUEE)
Аэропорт Шереметьево — второй в России по объёму пассажиропотока (после Домодедово) аэропорт Москвы, также входит в двадцатку крупнейших аэропортов Европы.
Имеет статус международного. Расположен к северо-западу от Москвы, на территории городского округа Химки Московской области, между городами Химки и Лобня, примерно на равном расстоянии от центров каждого из них. Расстояние от МКАД по Ленинградскому шоссе до терминалов А, B, C — 13 км, до Терминалов D, E и F — 9 км.
Шереметьево — порт приписки национальной авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии».
Аэропорт Шереметьево включает (по состоянию на лето 2012 года) шесть терминалов: А, B (ранее терминал 1), С, D, E и F (ранее терминал 2). Компания-эксплуатант терминалов B, C, D, E и F — ОАО «Международный аэропорт „Шереметьево“» .
С середины 1990-х годов до 2011 года территориальная принадлежность аэропорта оспаривалась властями Москвы. При этом аэропорт формально всегда оставался в составе Московской области, поскольку в советский период г. Москве аэропорт официально не передавался, а в постсоветский период соглашений об изменении границ не подписывалось вплоть до 2011 года.
Согласно закону «О территориальном делении Москвы» с 1995 года территория аэропорта Шереметьево входила в состав Молжаниновского района Москвы, а согласно законам Московской области — городского округа Химки.
По соглашению о границе между субъектами федерации, принятому в сентябре 2011 года, территория аэропорта «Шереметьево» признана принадлежащей Московской области.
Инициатором создания «Шереметьева» был тогдашний глава советского государства Н. С. Хрущев. По свидетельствам современников, он настолько был поражён размахом аэропорта «Хитроу» в Лондоне, где пребывал с государственным визитом, что прилетев обратно в СССР и выйдя из самолёта на вновь построенном военном аэродроме ВВС СССР «Шереметьевский», оглядел пустырь и сказал: «Пора бы и у нас построить такой аэропорт». Его слова были восприняты как руководство к действию, и постановлением правительства страны 31 июля 1959 года на базе бывшего военного аэродрома «Шереметьевский» был организован аэропорт «Шереметьево», а 12 августа 1959 года аэропорт уже принял первый рейсовый самолёт Ту-104 из Ленинграда. Первым аэровокзалом Шереметьево стало небольшое здание, располагающееся рядом с нынешним терминалом B (Шереметьево-1). Тогда же началось сооружение нового аэровокзала с терминалом-«рюмкой».
1 июля 1960 года в аэропорт «Шереметьево» была переведена из «Внукова» международная авиагруппа, таким образом аэропорт получил статус международного. Располагая самолётами типов: Ту-104, Ил-14 и Ил-18, «Аэрофлот» выполнял из Шереметьево рейсы в 23 зарубежных государства. За первый год работы аэропорт обслужил 50 тысяч пассажиров и 3 тысячи тонн почты и грузов.
С 1961 года из «Шереметьева» выполнялись специальные, чартерные и регулярные рейсы на Кубу, в США, в Канаду, Мексику, Аргентину и Австралию. 11 декабря 1964 года на базе международной авиагруппы было создано транспортное управление международных воздушных линий, в состав которого вошли воздушные суда для обслуживания международных перевозок из аэропорта «Шереметьево». К тому времени аэропорт одновременно принимал рейсы 20 зарубежных авиакомпаний.
В том же году был введён в эксплуатацию аэровокзал «Шереметьево-1». Это сооружение было построено в передовом по меркам конца 50-х архитектурном стиле и по своей оригинальности стало в своё время лучшим из отечественных сооружений подобного типа. Архитектурной доминантой явилось посадочное здание, которое в народе получило название «рюмка» и ставшее изюминкой в облике Международного аэропорта «Шереметьево» на долгие годы.
К 1970 году аэропорт «Шереметьево» являлся самым крупным в СССР. За год аэропорт обслуживал более 1 млн пассажиров, рейсы 60 авиакомпаний мира. В преддверии проведения Московской Олимпиады, 17 ноября 1977 года был заложен первый камень в основание нового аэровокзала «Шереметьево-2», расположенного на месте старого терминала международных авиалиний. Весной 1980 года он был введён в эксплуатацию.
В 1985 году аэропорт «Шереметьево» обслужил 3,5 млн пассажиров. Регулярные полёты в зарубежные страны выполнялись по 172 маршрутам в 122 пункта 97 стран мира. В этом же году был введён в эксплуатацию международный грузовой аэровокзал с пропускной способностью до 150 тысяч тонн различных грузов.
К осени 2007 года в Международный аэропорт «Шереметьево» на регулярной основе совершают полёты более 70 авиакомпаний. Через шереметьевские терминалы проходят более 15 млн пассажиров в год. Это пятая часть общего количества пассажиров, отправленных из аэропортов Российской Федерации.
В первой половине 2000-х годов в «Шереметьево» начали ощущаться проблемы, связанные с нехваткой пропускной способности из-за повышения стандартов безопасности и очень неудобными средствами сообщения аэропорта с Москвой. Эти проблемы призвано было решить строительство двух новых терминалов и железнодорожного сообщения до Савёловского вокзала (действовало с 2008 по 2010 год) и Белорусского вокзала (действует с 2009 года).
В марте 2007 года открылся новый терминал C. Осенью 2008 года в здании терминала C открылась православная часовня (в декабре 2010 года также открыта часовня в терминале E).
В Международном аэропорту «Шереметьево» впервые в России установлена и успешно функционирует трёхуровневая система автоматического досмотра багажа, в которой используются интроскопы последнего поколения MVT и многофункциональный томограф Examiner. В рамках обеспечения высокого уровня безопасности на входах в терминальные комплексы аэропорта действуют пункты досмотра пассажиров и посетителей. В следующих пунктах предполётного досмотра специалисты-эксперты, используя современные приборы по диагностике жидкостей, выявляют запрещённые к перевозке жидкости и жидкосодержащие вещества.
В целях профилактики авиационных происшествий и предупреждения актов незаконного вмешательства в «Шереметьеве» также действуют такие системы безопасности, как:
просвечивание багажа и ручной клади;
интегрированная система видеонаблюдения;
профайлинг (метод психологического тестирования);
работа кинологической службы.
На начало 2009 года Международный аэропорт «Шереметьево» — крупнейший российский аэропорт в части обеспечения регулярных международных перевозок (на его долю приходится более 60 % рынка).[источник не указан 886 дней]
«Шереметьево» сотрудничает с авиакомпаниями, представляющие альянсы Sky Team, Star Alliance. К 2015 году «Шереметьево» намерен стать лучшим аэропортом — хабом в Европе по качеству обслуживания пассажиров. Ожидается, что к 2015 году аэропорт будет обслуживать 35 млн пассажиров в год. Система менеджмента качества аэропорта сертифицирована по стандарту ISO 9001:2008.
Аэродром Шереметьево — первого класса, принимает все типы воздушных судов как отечественного, так и иностранного производства, кроме А-380. В 2002 году аэропорту присвоена III А категория ИКАО, позволяющая обеспечивать посадки воздушных судов при вертикальной видимости не менее 15 метров и при дальности видимости на взлётно-посадочной полосе (ВПП) не менее 200 метров. Взлёт выполняется при дальности видимости на взлётно-посадочной полосе (ВПП) не менее 200 метров, без ограничений по вертикальной видимости. Аэропорт располагает двумя параллельными ВПП (длиной 3550 и 3700 м) с цементобетонным и армобетонным покрытием соответственно, однако недостаточное расстояние между ВПП (менее 250 метров) не позволяет использовать их как две независимые ВПП, взлёт и посадка с (на) двух полос осуществляется с теми же интервалами безопасности, что и с одной ВПП. В связи с этим существует проект строительства 3-ей ВВП длиной 3200 метров, которая будет располагаться к северу от терминалов A и B. Эта полоса должна увеличить пропускную способность аэропорта вдвое. Однако реализация строительства осложнена переносом ряда населенных пунктов (включая деревню Исаково), вырубкой леса и рядом других проблем.
Терминалы аэропорта:
Терминал А
Расположен в северной части аэропорта, к востоку от терминала B. Предназначен для обслуживания пассажиров деловой авиации. Презентация терминала состоялась 21 декабря 2011 года. Начало работы терминала планируется на 15 января 2012 года.
Терминал B
Был построен и введён в эксплутацию в 1961 году. Находится в северной части аэропорта, рядом с терминалом C. Делится на 3 здания: зал прилёта, зал вылета и «рюмку» - посадочный терминал, который получил своё название за похожую на рюмку форму.
Терминал C
12 марта 2007 года — открыт новый Терминал С международного класса. Его пропускная способность — 5 млн пассажиров в год. В здании терминала есть православная часовня, которая открылась осенью 2008 года. Расположен в северной части аэропорта, рядом с терминалом B. Обслуживает 5 млн человек в год или 1500 пассажиров в час, установлены 30 стоек регистрации, 36 кабин паспортного контроля, трёхуровневая автоматическая система досмотра багажа, автоматическая система сортировки багажа. Шесть стоянок терминала оснащено телескопическими трапами. Терминал С связан пешеходной галереей с многоярусной автомобильной парковкой на 1000 мест, общая площадь комплекса составляет 40 000 квадратных метров.
Терминал D
«Аэрофлот» пытался реализовать проект нового терминала под пилотным названием Шереметьево-3 начиная с января 2001 года. Однако строительство началось только в сентябре 2005 года, когда окончательно стало ясно, что дальше медлить нельзя: Шереметьево впервые начало уступать по количеству пассажиров быстро развивающемуся конкуренту Домодедово, и к нему из Шереметьево ушли два крупных международных авиаперевозчика British Airways и SWISS. Строительство собственного терминала для «Аэрофлота» было одним из условий вступления авиаперевозчика в SkyTeam Alliance. По проекту площадь нового терминала должна была составить 172 000 кв. м, пропускная способность — 12 млн пассажиров в год. Подрядчик строительства — турецкая компания Enka, оператор строительства — ОАО «Терминал».
Терминал D был построен при финансовом участии Внешэкономбанка, вошедшего в капитал ОАО «Терминал» и выдавшего ему кредит в 221 млн долларов США". Эти деньги, в свою очередь, были привлечен Внешэкономбанком в японских банках для целевого финансирования строительства нового терминала. 15 ноября 2009 года в 9:15 утра первый рейс из терминала D (новое официальное название Шереметьево-3) торжественно отправился в Сочи.
Стоимость строительства терминала D составила около миллиарда долларов[19]. Ряд экспертов полагал, что для окупаемости проекта при пассажиропотоке около 5 млн тариф за пользование аэровокзалом необходимо установить хотя бы на уровне 40$ c пассажира (проценты по кредиту около 10 %, срок окупаемости 10 лет, погашение 100 млн в год, отсюда ежегодные платежи — 200 млн, при названном пассажиропотоке дает указанную цифру), вместо нынешнего уровня 203 руб..
До апреля 2012 года терминалом D, в отличие от других терминалов, управляла отдельная структура — ОАО «Терминал», контролировавшееся «Аэрофлотом». Весной 2012 года ОАО «Терминал» было присоединено к ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», в число акционеров которого вошли «Аэрофлот», «Внешэкономбанк» и ВТБ.
Терминал Е
28 марта 2010 года был произведён тестовый запуск терминала E, этот терминал связал терминалы D и F. Пропускная способность данного терминала 7 млн пассажиров в год.
Терминал F
Бывший «Шереметьево-2». Введён в эксплутацию весной 1980 года. Расположен он на юге аэропорта, рядом с терминалами D, E и железнодорожным терминалом. Здесь имеется пятнадцать стоянок, оборудованных телескопическими трапами. Пропускная способность 7 млн пассажиров в год.
Аэровокзал Шереметьево обладает общей пропускной способностью до 3500 пассажиров в час. На страны дальнего зарубежья (по состоянию на август 2008 года) приходится около половины всех рейсов, на страны СНГ — 6 %.
Около 70 % всех рейсов выполняет «Аэрофлот» и его дочерние предприятия «Донавиа» и «Нордавиа», на их долю приходится более 80 % внутрироссийских и две трети международных рейсов. Остальные компании представлены крупными национальными авиаперевозчиками, обслуживающими одно или несколько международных направлений, а также некоторыми российскими авиакомпаниями.